Большую часть бизнеса освободят от проверок в 2023 году
В 2023 году не будут проводиться плановые проверки в отношении предприятий и организаций, деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.
Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Оно подготовлено в рамках поручения Президента, данного в ходе XXV Петербургского международного экономического форума.
Постановление касается федерального, регионального и муниципального видов контроля, осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле». Этим законом, вступившим в силу в июле 2021 года, введён рискориентированный подход при осуществлении надзорной деятельности. То есть частота проведения проверок напрямую зависит от категории риска, к которой отнесён объект контроля. Всего законом установлено шесть категорий рисков. Таким образом, организации, объекты которых отнесены к категориям умеренного, среднего и значительного риска, освобождены от плановых проверок в следующем году.
Комплекс новых регуляторных мер в контрольно-надзорной деятельности позволил значительно снизить административную нагрузку на бизнес. Уже по итогам 2021 года количество проверок снизилось почти вдвое, хотя новый порядок действовал только полгода.
«Правительство продолжает реформировать контрольно-надзорную деятельность с целью дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес. Основное направление реформы – совершенствование рискориентированного подхода, которое будет продолжаться в течение следующего года. На этот период подписанное постановление устанавливает переходный период до момента комплексной реализации очередного этапа реформы», – отметил Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
Постановление даёт возможность представителям бизнеса, в отношении которых планируется проверка, обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. Главное его отличие от проверок в том, что по результатам такого мероприятия нет штрафов и наказания. Эта практика активно используется в текущем году в условиях моратория на плановые и внеплановые проверки, который действует до конца 2022 года. С начала года их доля в общем количестве контрольных мероприятий составила 80%, в то время как в аналогичном периоде прошлого года этот показатель приближался к 5%.
Подписанным документом внесены изменения в постановление Правительства от 10 марта 2022 года №336.
Начали действовать особенности выставления электронных счетов-фактур в госзакупках; покупатели зарубежных электронных услуг стали налоговыми агентами по НДС; обновили форму сообщения об открытии обособленного подразделения.
1. Электронные счета-фактуры по госконтрактам с 1 октября выставляют и получают через единую информационную систему в сфере закупок.
2. С IV квартала российские организации и ИП выступают налоговыми агентами при покупке у зарубежных компаний электронных услуг с местом реализации в России (есть ряд исключений).
Если до 1 октября была перечислена предоплата (с НДС), обязанности налогового агента не возникает.
3. ФНС сообщила новые коды операций, которые можно использовать при заполнении декларации по НДС. В частности, речь идет об операциях по передаче исключительных прав по договору коммерческой концессии.
Страховые взносы
Октябрь — последний месяц, когда многие организации и предприниматели могут не уплачивать страховые взносы. Крайний срок уплаты взносов за сентябрь перенесен на год (на 16 октября 2023 года).
Напомним, мера поддержки затрагивает тех, кто работает в установленных правительством сферах (строительство, перевозки, гостиничный бизнес, общепит и т.д.), кроме организаций госсектора.
Налоговый контроль
С 3 октября обновили форму сообщения об открытии обособленного подразделения (кроме филиала и представительства). Для абсолютного большинства организаций и предпринимателей изменения носят технический характер.
Оформление выполненных работ
С 17 октября начнет действовать формат электронного акта о приемке строительных работ. Использование электронных актов позволит оптимизировать документооборот. Кроме того, такие акты можно будет предоставлять при подготовке ответа на требования налоговиков или при даче им пояснений.
УСН
31 октября — крайний срок уплаты налога за 2021 год для организаций, которые весной получили полугодовую отсрочку.
Маркировка
1 октября перестала действовать льгота, позволявшая ввозить и продавать немаркированные наборы, которые включают парфюмерию или фототовары.
Изменения для организаций госсектора
1. С 3 октября действует обновленная рекомендуемая форма плана ФХД учреждений. В форму добавили строку для отражения показателей по КВР 880.
2. После 1 октября федеральные ПБС могут принимать бюджетные обязательства по закупкам только в некоторых случаях. Минфин указал, какие КБК им соответствуют. Ведомство также сообщило, по каким кодам с 2 октября не будут приостанавливать операции на лицевых счетах. Например, это коснется закупок за счет резервных фондов президента и правительства.
3. Особых указаний по отчетности на 1 октября в этом году нет. Напомним основные правила и нюансы: что делать, если последний день срока для отчета выпадает на выходной, каков состав отчетности и какие отчеты можно не подавать.
Источник: Расчеты и налоги в октябре: на что обратить внимание © КонсультантПлюс, 1997-2022
Сервис ФНС России «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» помогает заполнить заявления на государственную регистрацию юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, сформировать полный комплект документов и направить его в регистрирующий орган. Кроме того, он позволяет избежать ошибок при их заполнении.
Программа сама формирует бланк заявления, проверяет корректность информации от пользователя, при необходимости предлагает исправить ошибки, выбрать необходимый ОКВЭД, подобрать типовой устав, определить наиболее подходящий налоговый режим и заполнить заявление о переходе на него. Все сведения представлены в понятной интерактивной форме, а процесс регистрации занимает максимум 15 минут. С помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» можно подготовить и направить все виды заявлений о регистрации ЮЛ и ИП.
Напоминаем, чтобы зарегистрировать бизнес онлайн, нужна УКЭП - универсальная квалифицированная электронная подпись.
Выпускают подписи только удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию. Их список можно посмотреть на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
УКЭП для руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя можно получить в Удостоверяющем центре ФНС России.
Если у пользователя ее нет, то оформить подпись и подать документы на регистрацию можно с помощью мобильного приложения «Госключ».
Для этого достаточно иметь подтвержденную учетную запись Госуслуг, действующий биометрический загранпаспорт (по его чипу приложение распознает пользователя), и смартфон с NFC-модулем.
Электронная подпись в приложении выдается бесплатно.
Если заявителей несколько, то после нажатия на кнопку сервис направляет ссылку на страницу подписания всем указанным заявителям. Информация о статусе подписания документов отражается в сервисе онлайн.
Регистрация может занять один день как для предпринимателя, так и для компании в форме ООО, если она использует типовой устав и подготовленное в сервисе решение, а ее единственный учредитель - руководитель создаваемого общества.
Обращаем внимание на то, что существует 36 вариантов типовых уставов. При регистрации организации следует заполнить номер такого устава. Также он указывается при внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении действующего общества, если было принято решение о его переходе на типовой устав.
Номер можно подобрать автоматически, ответив на семь вопросов. Так как в типовом уставе нет сведений о названии ООО, месте его нахождения и размере уставного капитала, при их изменении не придется вносить корректировки. Также такой устав не нужно представлять в налоговую, контрагентам, нотариусу или в банк. Не требуется и хранить его подлинник, а в случае утери - запрашивать дубликат в налоговом органе. Это позволяет быстрее зарегистрировать компанию, экономя время на составление и утверждение устава.
Кроме того, в сервисе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» также можно заполнить и подать документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для этого необходимо ввести ОГРН компании или ОГРНИП индивидуального предпринимателя и заполнить те данные, которые необходимо изменить. Для отправки в регистрирующий орган электронного пакета документов их необходимо подписать УКЭП юрлица или предпринимателя. Тут можно и закрыть ИП, подготовив и направив соответствующее заявление.
Все процедуры реорганизации и ликвидации компании теперь оптимизированы и занимают всего несколько кликов. Достаточно ввести ОГРН компании, и сервис подскажет, какие действия доступны на данном этапе. Через него можно подать и заявку на публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации».